Фильм «Танцующий в пустыне»: зверства иранского режима, любовь и творчество под страхом смерти

размещено в: Рецензии | 0

Главный герой фильма «Танцующий в пустыне», допремьерный показ которого состоялся в «Доме кино» Екатеринбурга на этой неделе, сначала танцует в заброшенной типографии (предварительно закрывшись на ключ), потом в пустыне (натурально, в 100 км от Тегерана, заметая следы), потом же по поддельному паспорту улетает в Париж. В родной стране за увлечение танцами его хотят убить.

Афшин Гаффариян и Рудольф Нуриев

Вы знали, что в Иране запрещены танцы? Я могла представить запрет на шорты, Ютуб, Фейсбук, яркую одежду, алкоголь, свинину и даже запрет на куклу Барби. Но чтобы за простое увлечение танцами могут избить, а то и убить… После революции в 1979 году балет, танцы и любая западная музыка в новом теократическом государстве Иран были строго запрещены.

Афшин – так зовут главного героя.

Афшин Гаффариян, танцующий в пустыне

Он гений. Он как русский танцор Рудольф Нуриев. Параллель судьбы Афшина с русским артистом то и дело проскальзывает в течение всего фильма «Танцующий в пустыне». Нуриев приехал в Париж вполне легально, в 1961 году. Однако в СССР с гастролей он не вернулся. В родной стране ему заочно дали 7 лет, в мире звезде  Королевского балета и Гранд-оперы аплодировали стоя.

Афшин, в отличие от Нуриева, в своей стране звездой не стал. И в Париж попал нелегально.

Париж, Эйфелева башня

Танцы в пустыне

После поступления в театральный институт он знакомится с группой студентов-единомышленников.

Афшин Гаффариян, танцующий в пустыне

От них он узнает о существовании в Тегеране подпольных дискотек, где девушки смело целуются с парнями (в Иране запрещено не то что целоваться, а вообще прикасаться к чужой женщине), посетители пьют водку (за алкоголь в Иране порка и тюрьма) и даже употребляют героин (а за это смертная казнь).

Но самое главное, Афшин узнает, что попасть в Ютуб очень даже можно, если произвести пару манипуляций IP-адресами.

Афшин Гаффариян, танцующий в пустыне

Ютуб и записи выступлений Майкла Джексона, Рудольфа Нуриева, Пины Бауш становится главными учителями подпольной школы танцев, организованной Афшином. Потом в героя влюбляется дочь балерины Елу.

Фильм "Танцующий в пустыне"

Парень отвечает ей взаимностью. Пара ставит потрясающие по страсти и пластике танцы прямо в пустыне.

Фильм "Танцующий в пустыне"
kinopoisk.ru

Однако вскоре исламисты из страшной организации «Бассидж» раскрывают тайное увлечение студентов. Афшин бежит в Париж, где ему после скандально сорванного спектакля дают политическое убежище и бесплатное обучение в национальной школе танцев.

Фильм "Танцующий в пустыне"

Невыдуманная драма иранца Афшина

Удивительно, но Афшин Гаффариан – это не выдуманная фигура. Символ иранской трагедии, зверств режима и тяжелых условий для творческой натуры, — самый настоящий иранский танцор, живущий в Париже, основавший школу танцев и вполне себе признанный гений.

Причем Афшин — артист еще очень молодой, ему всего 29 лет. События, показанные в фильме, биографичны. Танцы, которые артисты демонстрируют нам в песках иранской пустыни, очень похожи на современное творчество Афшина. Главной идеей постановок танцора является идея несвободы, «иранский крик», как говорят его поклонники. Чтобы показать всю боль иранцев, не имеющих доступа к искусству, Афшин использует элементы танца, балета, пантомимы и даже цирковых приемов.

 

 Психолог: танец – это политический протест

 Танец, который мы видим в кино, – своеобразное стремление к свободе в условиях теократического государства, тоталитарного режима. В конце концов, он превращается в политическую акцию, выраженную художественными средствами. Танец играет роль политического жеста и высказывания, — комментирует фильм психолог Владимир Танаев, который также присутствовал на допремьерном показе.

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/kbCHDGyE1VU" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Удивляет в кино и то, что гонители творчества – не столько официальные лица, сколько добровольцы из числа убежденных исламистов. Танаев связывает их мотивы с присущим шиитам чувством вины за гибель племянника пророка Мухамеда. «Чего стоят их демонстрации, где иранцы хлестают себя палками», — говорит психолог.

Возможно, отсюда и запрет на яркую одежду, удовольствия, эстетические и физические наслаждения.

Хореограф: «Это полная дискредитация танца!»

Фильм неоднозначен. Специалисту по танцам, которую пригласили на показ, хореография, тем паче смесь танца и наркотиков, крайне не понравились.

Тем, кто кинестетически отзывчив, не советую смотреть, поскольку сцены с избиениями главных героев, к которым все-таки несколько проникаешься по ходу фильма, изображены крайне убедительно, а танец лишь заключительный настолько же убедителен, благодаря опять же буквальному изображению побоев и прочего насилия, — считает екатеринбургский эксперт в области современного танца Екатерина Жаринова.

Она же считает, что параллель главного героя с Нуриевым «смехотворна» и до русского гения Афшину «очень далеко».

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/kbCHDGyE1VU" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
kinopoisk.ru

Мнение обычных зрительниц: «Как же нам повезло, что мы не в Иране!»

Меня же, как и мою коллегу, арт-директора и фотографа Ольгу Лопареву, фильм не отпускал несколько дней. Снова и снова мы обсуждали, как нам повезло, что мы можем работать рядом с мужчинами, без страха носить яркие зеленые шарфики и отрываться на дискотеках. Что наша политическая цензура – это ничто по сравнению с жестким подавлением творческого начала и женской роли в иранском обществе. Что любовь Афшина и Елы закончилась после бегства главного героя, так как Ела – наркоманка, а наркомания, в отличие от танца, — зло.

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/kbCHDGyE1VU" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
kinopoisk.ru

Я не отношу себя к ценителям и знатокам танца, смотрела кино как обычный зритель с ведром попкорна. Во время избиений персонажей плакала, во время танца глубоко вздыхала, во время смелого выступления Афшина, вдохновленная его примером, я приняла самое смелое решение в этом году…

 

  • Драма «Танцующий в пустыне», Великобритания, 2014 год. Режиссер Ричард Рэймонд. В ролях Фрида Пинто, Рис Ричи, Том Кадлен, Морама Корлет и другие. Слоган – «свобода требует мужества». В России — в прокате с февраля 2016 года
  • Исламская революция в Иране случилась в 1979 году. После смены правительства и референдума Иран объявлен первой Исламской республикой. Законы в исламской республике основаны на Шариате, который в свою очередь состоит из правил, закрепленных в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Исламскими республиками, кроме Ирана, сегодня являются Афганистан, Пакистан, Мавритания и Гамбия.
  • Смена власти и режима в Иране – одно из ключевых событий XX века, имевшее исторические последствия для всего мира и изменившее жизнь самих иранцев. «Культурная революция» распространилась не только на танцы, но и на средства массовой информации: прессу, радио, телевидение и кино. Под запрет попали иностранные  фильмы и развлекательные программы.
  • Проведение «культурной революции» особенно тяжело отразилось на положении женщин. С мая 1980 году для них обязательны чадра или хиджаб. Нередко женщин, появившихся на улице с непокрытой головой, насмерть закидывали камнями.  Тогда же в стране для них ограничили круг профессий, внедрили раздельное обучение мальчиков и девочек, запретили разводы по женской инициативе, возродили многоженство.

Оставить ответ

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.